Если туроператор отказывается предложить туристу другое направление или вернуть денежные средства в связи с эпидемией Коксаки в Турции, то нужно идти в суд – заявил в среду, 23 августа, глава Ростуризма Олег Сафонов. Он подчеркнул, что предупреждение по Турции остаётся в силе до тех пор, пока его не отменит Роспотребнадзор.
«Тем туристам, которые опасаются вируса, и в досудебном порядке им отказываются предложить другие варианты, нужно и можно обращаться в суд. Альтернативой может быть смена направления, перенос поездки – существуют разные способы возврата и компенсации денежных средств», — пояснил руководитель Федерального агентства по туризму.
Между тем юристы поясняют, что без судебного решения туроператор вправе не возвращать ничего. Поскольку в отраслевом законодательстве не предусматривается безусловная обязанность туроператора по возврату туристам всех денежных средств в досудебном порядке. В то же время в Роспотребнадзоре заявляют, что возврат стоимости турпродукта должен происходить «в любом порядке: хоть в судебном, хоть в досудебном».
На таком информационном фоне у потребителей услуг складывается впечатление, что им должны вернуть всё и сразу. Однако, по словам туроператоров, это невозможно, поскольку денежные средства не лежат мертвым грузом в компании, а незамедлительно переводятся партнерам. И чтобы отдать их потребителю, необходимо сначала добиться возврата от перевозчика, отеля, трансферной компании и страховщика. Этот процесс требует времени, а кроме того, не всегда увенчивается успехом в полной мере.
Тем временем розница опасается, что в конечном счёте крайними окажутся именно турагентства. И их предположения имеют под собой основания, констатируют юристы. «В данном случае договор расторгается из-за угрозы безопасности здоровью, а не из-за претензий к качеству турпродукта, за которое отвечает туроператор. Согласно статье 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» турист вправе предъявить требования именно турагенту, так как договор заключался именно с ним. И привлечь в дело оператора как соответчика будет уже задачей дилера – чтобы суд взыскал деньги с поставщика напрямую», – заключает независимый эксперт Александр Картошкин. При этом, по его словам, у турагентства практически нет шансов сохранить полученную им комиссию вне зависимости от того, когда произошло расторжение договора – перед началом тура или уже в ходе путешествия.
/ИС Банко/